Выход из единства

Джейн Тара Чиккетти   

 

  

 

Джейн Тара Чиккетти практикует и преподает гомеопатию уже более 25 лет.

Всемирно известна, как лектор, писатель и врач. Искусство врачевания, которым она мастерски владеет, помогло ей вылечить тысячи людей. В 1995 году она основала Школу классической гомеопатии, где преподает на курсах для врачей -профессионалов и руководит учебной клиникой. Наиболее известные ее работы по применению Юнгианской психологии в гомеопатии. В настоящее время живет и работает в городе Эшвилл, штат Северная Каролина.

 

 

ВЫХОД ИЗ ЕДИНСТВА

Пребывая в лоне Матери-природы, человечество погружалось в мир сновидений, символов и мифов. Для того чтобы повзрослеть, человечеству необходимо было выйти из этого состояния и развить в себе способности к рациональному мышлению. Именно за счет рационального мышления че¬ловеку удалось проанализировать явления окружающей действительности, отделив одно явление от другого. Эта стадия развития, безусловно, была необходима, однако следствием ее явилось отстранение разума от эмоцио-нальной и духовной сфер, а также распад единства в целом.

Наши далекие предки воспринимали окружающий мир как проявления действий богов и богинь. Природа была их благодетельницей, но в то же время внушала страх. Ураганы, грозы, солнечные затмения и даже движение звезд по небосводу воспринимались ими как магические явления, которые требовали поклонения из-за их огромной мощи. Люди понимали, что во всем зависят от благосклонности природы, от погоды и наличия пищевых ресурсов. Для объяснения явлений окружающего мира создавались мифы, и ритуалы совершались для умиротворения сил природы. Тесная, нераз¬рывная связь с природой и постоянное стремление приспособиться к ней были основой жизни и мужчин, и женщин. Они осознавали, что связаны со всеми природными явлениями, и составляют с окружающим миром единое целое. Врачевателей того времени - мужчин, но часто и женщин - уважали за возможность общения с миром богов и почитали как источник знаний естественных средств лечения. Подобные взаимоотношения человека и природы сохранялись в течение тысячелетий.

И результате взаимодействия мира мифологических представлений с первыми проявлениями рационального мышления, появилась богатая культура Древней Греции. Продолжаясь примерно с 490 г. до н. э. до 27 н.э., классический греческий период был временем удивительного баланса между логической и мифологической сферами. Именно в это время нача¬лись бурное развитие философии, искусства и науки, в том числе медици¬ны. Именно тогда были заложены основы медицинской науки западного мира, или медицины Гиппократа, которая представляла собой сочетание научного подхода к лечению с гигиеной, воображением и духовностью. Го¬род Асклепион, где находилась больница и медицинская школа, гордился своим храмом, в котором пациенты засыпали, ожидая снов, навеянных богом медицины Эскулапом. Кроме этого храма в состав больницы входили отделения хирургического и терапевтического лечения, причем терапевтических пациентов лечили преимущественно целебными травами. Уникальность этой ситуации заключалась в том, что древнегреческие врачи успеш¬но соединяли эмпирические и рациональные принципы лечения.

Через несколько столетий после золотого века Греции единство рацио¬нальных и интуитивных знаний разрушилось.

Еще один этап в изменении мировоззрения произошел примерно в 1650 г., в это время появились новые философские системы и методы научных исследований. Под влиянием открытий Исаака Ньютона, ко¬торый впервые представил математическое описание явлений окружающе¬го мира, а также философских исследований Рене Декарта и Джона Локка человечество попыталось рассмотреть религиозные догматы и события социально-политической жизни с более рациональной научной точки зре¬ния. В целом рациональный подход способствовал формированию более светского мировоззрения. Применение эмпирических принципов и науч¬ных методов исследования стали основой для развития рацианального мышления, изолированного от внутренней психоэмоциональной сферы. В свою очередь, новый тип мышления стимулировал бурный научно-технический прорыв во всех областях человеческой деятельности, включая земледелие, промышленность, транспортную систему и т. п. Следует особо отметить технологические достижения того времени и самое значительное среди них - изобретение микроскопа и разработку методов микроскопии, что позволило значительно расширить границы сознания людей.

В то время медицина становилась всё более подчиненной государству; и хотя постоянно увеличивалось количество больниц и медицинских учебных за¬ведений, но в той же пропорции увеличивалось количество правил и директив, которые должны были соблюдаться при лечении. А врачи, применявшие для лечения природные лекарства, стали подвергаться гонениям. И если раньше среди врачевателей было множество женщин, то теперь медицина стала чисто мужским занятием. Постепенно врачи и основанные ими учреждения присвоили себе право «управлять» внутренней способностью к излечению, самой природой заложенной в каждом человеке.

                                РАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

По мере восприятия человечеством рационального мировоззрения, изо¬лированного от психоэмоциональной сферы, усиливались разногласия и медицинской профессии, связанные с различием двух точек зрения на здоровье и болезнь. Врачи-эмпирики сосредоточили внимание в основном на наблюдении патологических феноменов и полагались на практический опыт. В отличие от эмпириков врачи-рационалисты придавали особое зна¬чение структуризации знаний о функционировании физической и психи¬ческой сфер. Эти два философских направления в медицине существуют до сегодняшнего дня; следует отметить, что в рамках официальной ме¬дицины преобладает рационализм.
По своей сути эмпирический подход является холистическим, в соответствии с которым излечение проистекает из врожденной способности всех живых существ к исцелению физическому, психическому и духовному. Основой холистической медицины является концепция жизненной силы (vital force, physis), которая пронизывает все живые организмы и порождает как симптомы болезни, так и излечение. Концепция жизненной силы пред¬ставляет собой важнейшую часть философского направления, именуемого «витализм». К медицинским системам виталистического характера относится гомеопатия, акупунктура, мануальная терапия и многие направле¬ния восточной медицины. Эмпиризм пытается воспринять модели знаний, изложенные в структуре самой природы, поэтому концепции эмпиризма находятся в динамическом развитии, которое определяется изменением объема полученной информации. Таким образом, идеи эмпиризма становится, образно говоря, двигателем для проведения научных исследований и творческого поиска разрешения проблем в области медицины и социаль¬ной жизни.

Рационалисты же, твердо стоящие на позициях материализма, являются противниками концепции жизненной силы. Неудивительно поэтому, что по мере развития рационального мышления человечество всё более утрачивало связь со сферой духовности. Идеи рационализма посте¬пенно заняли главенствующее положение в области медицины, а эмпиризм с его концепцией жизненной силы был практически предан забвению.

Рациональная медицина придает огромное значение классификации зна¬ний о болезненных процессах, рассматривая организм в виде сложной ма¬шины, однако всё, что касается индивидуальности, считается второстепен¬ным. Для врача-рационалиста наиболее важны симптомы, которые чаще всего наблюдаются при определенной болезни, а индивидуальные осо¬бенности болезни считаются не более чем досадными препятствиями или аномалиями, которые мешают установить правильный диагноз. Основные данные о болезни рациональная медицина получает при помощи аутопсии, иссле¬довании тканей и жидкостей, а также при изучении химических процессов больного организма. Полученная информация экстраполируется на заболе¬вание в целом, а прогноз формируется на основе статистических данных.
 При рационалистическом лечении помимо хирургических методов при¬меняются препараты, относящиеся к сравнительно небольшому количеству лекарственных групп, - чаще всего антибиотики, стероиды и т. п., причем из-за развития резистентности микроорганизмов их эффективность посте¬пенно снижается. Таким образом, лечение, в значительной степени зависит от исследовательской деятельности фармацевтических компаний, которые постоянно заняты разработкой новых и всё более мощных лекарств.
Несомненно, рационалистическая медицина достигла огромных успехов в разработке современных диагностических методов, развитии и внедре¬нии в практику новых методов хирургического лечения при различных заболеваниях и неотложных состояниях, создании лекарственных препа¬ратов и новейших медицинских технологий. Благодаря этим методам уда¬ется сохранить жизнь тем пострадавшим, которые раньше умирали, а также продлить жизнь пациентов за счет сложнейших методов трансплантацион¬ной хирургии.

Однако, несмотря на огромные и очевидные достижения, рационали¬стической медицине не удалось добраться до сути проблемы. По-прежнему врачи этого направления не могут излечивать хронические бо-лезни; они лечат симптомы болезни, однако рецидивы возникают вновь и вновь, причем во всё более коварной и глубокой форме. В рамках рацио¬нальной медицины невозможно определить направление развития болезни на фоне лечения и отметить особенности процесса излечения. Исторически сложилось, что отрицательные качества этого направления усугубляются еще и тем, что рациональная медицина применяет все возможные методы для поддержания своей монополии. Кроме этого происходит систематическое очернение принципов медицины эмпирической, при этом преднамеренно ограничивается доступ общественности к информации о новых или иных методах лечения.
Между двумя этими системами сохраняются непримиримые противоре¬чия. Однако за прошедшее столетие рационалистические принципы лече¬ния применялись гораздо шире, чем эмпирические, несмотря на выдающи¬еся результаты, которых в некоторых случаях достигали врачи-эмпирики. Па основании этого можно сделать вывод, что эмпирическая медицина в отличии от рационалистической не способна подавлять собой иные на¬правления лечения.

В своей четырехтомной истории западной медицины «Divided Legacy» Харрис Култер (Harris Coulter) указывает те причины, которые не позволи¬ли медицине эмпирической достичь такого же экономического и политиче¬ского успеха, как медицине рациональной:

С социальной тонки зрения практическая медицина - это нечто большее, чем просто лечение. Естественно, врачи стремятся как можно лучше лечить своих пациентов, од¬нако, существует еще ряд факторов, на которые нельзя не обратить внимание. Врачебная практика должна обеспечи¬ваться определенным достойным доходом; кроме того, из-за огромной ответственности лечебной работы и неопределен¬ности ситуаций врачам должна быть предоставлена юриди¬ческая защита.
Официальная медицинская доктрина или «идеология», как можно было бы ее назвать, привлекает врачей не только своими лечебными возможностями, но и тем, что (а) объеди¬няет врачей в группы, способные противостоять давлению общества, (б) создает определенную дистанцию между паци¬ентом и врачом, (в) обеспечивает удовлетворительный уровень жизни.

Продолжая разговор на эту тему, автор далее объясняет, почему принципы рациональной медицины более подходят современному медицинскому сообществу, чем принципы эмпирической медицины. Среди других характерных особенностей Култер упоминает о том, что врачи-эмпирики часто работают индивидуально, находя удовлетворение в лечении своих пациентов и не нуждаясь в организации профессиональных союзов или политических групп. Эта форма работы вообще свойственна эмпирическим направлениям. Однако в настоящее время, несмотря на то что эмпириче¬ские методы лечения приносят пациентам огромную пользу, они тем не ме¬нее не относятся к видам деятельности, процветающим в условиях рыноч¬ной экономики. В итоге общество постепенно утрачивает представление о преимуществах эмпирического подхода, причем большинство людей и не подозревают о существовании еще каких-либо видов лечения, помимо рационалистического, официально принятого государством.

Как мы уже говорили, эмпиризм является частью виталистического направления, основной принцип которого - концепция жизненной силы (или phisis), источника жизни на земле. Жизненная сила представляет собой энергию, пронизывающую все живые организмы; предполагается, что воз¬никновение всех симптомов и собственно процесс излечения находятся под ее непосредственным влиянием. Таким образом, эмпирики рассматривают людей как объекты, которые должны подчиняться законам природы и соблюдать их. Следовательно, основой эмпирического направления в медицине являются веками проверенные принципы, которые берут свое начало из прямого наблюдения за развитием болезней и их излечением.

Симптомы болезни с точки зрения эмпирической медицины представ¬ляют собой проявления жизненной силы или стремление жизненной силы излечить организм (если излечение вообще возможно). Каждая болезнь рассматривается как индивидуальный случай, сущность которого можно понять только при непосредственном наблюдении за больным человеком, следовательно, лечение каждого случая болезни также должно быть индивидуальным. Естественным следствием этого положения является формирование обширной гомеопатической Materia Medica - другими словами, формирование огромной базы информации о веществах, которые применяются в качестве лечебных средств.

В рамках эмпирической медицины всему индивидуальному придается особо важное значение. Именно поэтому врач-эмпирик обращает пристальное внимание на особенные симптомы, которыми характеризуется, индивидуальная ответная реакция на болезнь, а не на общие симптомы болезни. При назначении лечения учитывается и психоэмоциональное состояние пациента, и модальности, и общие симптомы, и характер, и сновидения. Успех лечения определяется не только исчезновением симптомов; важно значение имеет активизация жизненной энергии и улучшение общего уровня здоровья.
В целом эмпирическая медицина уважительно относится к законам природы и готова использовать те огромные возможности, которые предоставляются ей в рамках эмпирического метода. Обучение эмпирической медицине - это обучение пониманию законов природы в отношении здоровья и развития болезни, а также изучение патогенеза множества лекарств.

Преимущества эмпирического метода лечения не только в облегчении болезни, но и в способности улучшить общий уровень здоровья пациентов. Индивидуализация лечения избавляет от проблемы применения бесполез¬ных лекарств. Поскольку при эмпирическом лечении происходит стимуля¬ции собственного излечивающего потенциала организма, не возникает необходимости применения токсических препаратов; кроме этого возможно достичь излечения даже тех пациентов, у которых отмечается резистентность к препаратам.

Эмпирическое лечение особенно полезно в тех случаях, когда диагноз болезненного состояния неясен или болезнь является результатом психоэмоциональных потрясений, как, например, посттравматические наруше¬нии стрессогенного характера.

Недостатки эмпирического лечения обычно выявляются в тех ситуаци¬ях, когда лечение назначается на основе симптомов, механистических по своей природе. Нарушения, требующие хирургического лечения, обычно достаточно успешно излечиваются методами рациональной медицины, где применяется более механистический подход. Тем не менее чаще всего за¬труднения испытывают врачи-эмпирики, а не их пациенты. Овладеть эмпи¬рическими методами лечения и изучить патогенезы огромного количества уникальных гомеопатических средств можно только в результате длительного обучения. Необычайно важным фактором является также длительное общение с пациентом и наблюдение всех симптомов его болезни. Именно поэтому для врача-эмпирика огромное значение приобретает постоянное совершенствование знаний и непрерывная практическая деятельность.